Главная » Путь Невидимых или Подлинная история ниндзюцу » Введение

О школах «нин‑дзюцу»

В литературе по нин‑дзюцу имеет место совершенно дикая путаница в том, что означает слово «школа нин‑дзюцу». В одной статье автор на двух страницах одним и тем же словом «школа нин‑дзюцу» умудрился обозначить 4 (!) совершенно разных по сути явления, для обозначения которых в японском языке применяются разные термины. Отчасти это связано с непониманием сущности предмета обсуждения, отчасти с чрезвычайной широтой русского «школа».

Итак, русским термином «школа нин‑дзюцу» в текстах зачастую обозначают:

1) единую техническую традицию, обладающую теоретическим обоснованием и установленным техническим арсеналом, как правило, зафиксированным в специальных «каталогах» (мокуроку), японский термин – рю (точнее рюха или рюги), европейский аналог, например, – импрессионистская школа живописи;

2) место, где проходят тренировки в воинском искусстве, японский термин – додзё;

3) тайную организацию, занимающуюся шпионажем и располагающую агентурной сетью, японский термин – «химицу сосики» – «тайная организация»;

4) семью (клан), занимающуюся шпионажем и культивирующую рю нин‑дзюцу;японский термин – «нинкэ» – «семья ниндзя».

Очевидно, что ни рю, ни додзё в исторических событиях участвовать не могут, ибо первое есть чистое знание, а второе – строение. С другой стороны, прилагать термин «школа» для обозначения «секретной организации» или «семьи, практикующей нин‑дзюцу» неправильно.

Важно также отметить, что между нинкэ и химицу сосики знак равенства ставить ни в коем случае нельзя, так как несколько семей, практикующих нин‑дзюцу, могли входить в одну и ту же секретную организацию, а секретные организации могли создаваться японскими князьями‑даймё из своих собственных самураев без привлечения членов нинкэ.Что такое нин‑дзюцу?

Японские историки указывают, что как особое искусство нин‑дзюцу сложилось не ранее конца XV в. Что оно собой представляло в период своего расцвета лучше всего показывает, пожалуй, знаменитая «энциклопедия» XVII в. по нин‑дзюцу «Бансэнсюкай». Автор этой книги дзёнин организации ниндзя из Ига Фудзибаяси Ясутакэ разделяет шпионское искусство на 2 основных раздела: Ёнин («Светлое нин‑дзюцу») и Иннин («Темное нин‑дзюцу»). Ёнин – это уровень стратегии и тактики. Японские историки иногда называют этот раздел «дзуйно нин‑дзюцу» – «нин‑дзюцу головного мозга», поскольку в него входят методы организации шпионских сетей, анализа полученной информации, разработки долгосрочных стратегических планов на основе учета разнообразных факторов – политических, экономических, военных, географических и т.д., прогнозирование ситуации. Это уровень политика высшего эшелона, командующего армией и руководителя организации разведки и шпионажа – дзёнина.

Иннин имеет дело с конкретными приемами добывания секретной информации. В него входят способы проникновения на вражескую территорию с использованием легенды, различные уловки для обмана бдительности стражи, приемы подслушивания и подсматривания, ускользания от погони и многое другое.

Кроме того, в подготовку ниндзя входили и многочисленные вспомогательные навыки: хэнсо‑дзюцу (методы переодевания), мономанэ‑но дзюцу («искусство подражания» голосам и звукам), суйэй‑дзюцу (плавание), хаягакэ‑но дзюцу (скоростной марафонский бег) и т.д.

Для эффективного выполнения заданий ниндзя использовали различные специальные инструменты (нинки, нингу): приспособления для подъема на стены, разнообразные плавсредства, воровской инструмент.

Несколько особняком стоит применение зажигательных смесей, взрывчатки и огнестрельного оружия – искусство ка‑дзюцу, которому в «Бансэнсюкай» посвящен отдельный том.

Характерно, что «Бансэнсюкай» не описывает никаких приемов рукопашного боя – ни с оружием, ни без него. Дело в том, что нин‑дзюцу как искусство шпионажа имеет совершенно особую сферу применения и особые методы. Это отдельная дисциплина, не включающая в себя приемы поединка. Однако это вовсе не означает, что ниндзя вообще не изучали так называемые «боевые искусства» – фехтование мечом, копьем, стрельбу из лука, борьбу без оружия. Дело в том, что обучение во всех классических школах носило комплексный характер. Например, в Тэнсин Сёдэн Катори Синто‑рю изучалось кэн‑дзюцу (фехтование мечом), иай‑дзюцу (методы молниеносного выхватывания меча для атаки или контратаки), нагината‑дзюцу (техника боя алебардой), бо‑дзюцу (фехтование шестом), со‑дзюцу (приемы боя копьем), сюрикэн‑дзюцу (метание лезвий), кумиути (борьба в доспехах) и другие искусства, в одном ряду с которыми стоит и нин‑дзюцу, или собственно искусство шпионажа и разведки.

Таким образом, нин‑дзюцу предстает как целостная система стратегического шпионажа и войсковой разведки, располагающая тщательно разработанной теорией, богатым арсеналом приемов, оригинальной методикой подготовки агентов, опирающаяся на использование большого арсенала специальных технических средств, сложившаяся в Японии в конце XV – первой половине XVII вв.

Категория: Введение | Добавил: Alexander (19.07.2010)
Просмотров: 4041 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar