Главная » Когти Невидимок » Маскировочный костюм и доспехи ниндзя

Синоби-Седзоку-«Маскировочный Костюм Синоби»
Условия работы ниндзя предьявляли жесткие требования к специальному костюму, который позволял бы шпи­ону «растворяться во тьме», не сковывал движений и был приспособлен для переноски всех еобходимых чнстру-разцы синоби-седзоку (или синоби-но фукусо) демонст­рируют весьма удачное решение этих задач (рис. 1).

Маскировочный костюм синоби-сёдзоку состоял из куртки (уваги) с поясом (додзимэ), специальных брюк (ига-бакама), маски (дзукин), скрывающей лицо, ручных накладок-перчаток (тэкко), ножных обмоток (кяхан, или асимаки), мягких тапочек-носков с особым отделением для большого пальца (таби), сандалий (варадзи) и верхней куртки (уваппари).

Брюки-хакама ниндзя отчасти походили на современные брюки для верховой езды: широкие вверху, они имели зауженную голень. Сделано это было для того, чтобы при ходьбе штанины не цеплялись за кусты, и чтобы их можно было использовать вместе с доспехами гусоку. 

Разновидность хакама, которую использовали ниндзя из кланов Ига и Кога, издревле называлась ига-бакама — «хакама из Ига». Изначально такие брюки, внешне напоминающие японские женские рабочие шаровары-момпэ, надевали крестьяне из Ига и Кога для работы на полях.

Штанины ига-бакама (в отличие от некоторых других видов хакама) были отдельными друг от друга и сшивались вместе лишь в верхней части таким образом, чтобы правая штанина была глубоко запахнута за левую. При этом в паховой области оставалась дыра, но правильный запах штанин позволял ниндзя садиться «в шпагат» без выставления нижнего белья на всеобщее обозрение. Такая конструкция брюк позволяла ниндзя справлять нужду, не снимая брюк, а только немного распустив шнурок, связывавший накладывающиеся друг на друга части.

Спинка брюк кроилась более длинной, чем передняя часть. Поэтому даже при глубоком наклоне вперед лазутчик не чувствовал никакого неудобства. Как и во всех настоящих хакама, сзади у ига-бакама имеется дощечка, накладывающаяся на спину. С внутренней стороны за ней в «шпионском» варианте делался длинный узкий потайной кармашек. 

Верхнее кимоно ниндзя — уваги (японцы обычно носили по несколько кимоно, но на нижнем нательном кимоно мы не останавливаемся, так как в нем ничего «шпионского» нет) представляло собой модель ханкирэ — «полуразрезное». Оно было относительно коротким, длиной от затылочной части воротника до подола около 80 см. Рукава уваги делались довольно широкими. В нижней их части, также как и в популярной модели вер-хнего кимоно периода Гэнроку A688—1704; время наивысшего культурного расцвета при сегунах Токугава), делались объемные карманы. Чтобы широкие рукава не мешали при ходьбе по кустарникам, их подворачивали, а устье рукава стягивали шнурами (согласно Нава Юмио, к каждому рукаву крепилось по четыре шнурка).

В уваги традиционно делали пять потайных кармашков. Два длинных узких кармашка пришивали с тыльной стороны обоих отворотов. По традиции, карман с правой стороны был глубоким, а с левой — мелким. В правый карман ниндзя засовывали полотенце сандзяку-тэнугуи, а в левый — пилу ко-сикоро, которую можно было использовать для перепиливания тюремных решеток, перерезания пут или как кинжал в рукопашной схватке. 

Большой потайной карман пришивался по диагонали с левой стороны, против сердца. В него помещали медное зеркало. Оно защищало сердце от укола мечом или копьем. Кроме того, зеркалом можно было пускать солнечные зайчики и ослеплять противника, наблюдать за его действиями находясь к нему спиной и т.д.

Еще два больших потайных кармана находятся снаружи на спине чуть выше ягодиц. Так как одежда в этом месте никак не сковывала движения, карманы делали очень большими, мешкообразными. При носке данное место закрыто брюками хакама, и добраться до этих карманов, не снимая брюк, можно, только просунув руку в разрез между ногами. 

Ниндзя надевали куртку уваги, поверх нее натягивали брюки-хакама и скрепляли всю конструкцию кушаком додзимэ. Додзимэ был довольно длинным, он позволял охватить туловище дважды и завязывался на животе. Но главной особенностью «шпионского» кушака было то, что внутрь него в том месте, которое приходилось на живот, в качестве сердечника обычно вставляли восьмислойную железную цепь (намбан хатидзю кусари). Она защищала пояс от перерезания мечом, что для ниндзя имело значение колоссальное. А то хорош был бы «демон», которому удирать надо, а у него брюки спадают!

Тэкко — ручные накладки, прикрывавшие тыльную сторону руки, — и кяхан (рис. 2) — ножные обмотки — снизу и сверху стягивались шнурками. И в тэкко, и в кяхан делали длинные узкие кармашки, в которые можно было спрятать бодзё-сюрикэн или пилу ко-сикоро. Помимо своего прямого оружейного назначения, эти пруты и пластины из стали высочайшего качества защищали ноги и руки от порезов мечом. 

Костюм ниндзя дополняли традиционные японские носки-тапочки таби q отделенным большим пальцем (рис. 3).

Некоторые авторы представляют их каким-то особым «нин-дзевским» изобретением, но это — совершенная ерунда, так как таби — часть повседневной одежды всех японцев от мала до велика. Однако «шпионские» таби имели некоторые отличия. Так, на них не было застежек, присущих обычным образцам. В варианте ниндзя их заменяли шнурки, затягивавшиеся на лодыжках. Шпионские таби имели толстую кожаную подошву с прослойкой шелковой ваты, гасившей звук шагов и обеспечивавшей нужное сцепление при карабкании по стене, и стеганый подъем с тонкой прослойкой такой же ваты. 

Синоби-варадзи (рис. 4) — походные сандалии ниндзя — также отличались от обычных. Их плели не из соломы, а из хлопчатобумажной нити или бычьей кожи, что делало их чрезвычайно прочными. Для еще большего повышения прочности, а также на тот случай, если ниндзя вдруг наступит на «каштан» или оступится в волчью яму, в подошву вплетали конские либо женские волосы, а также укрепляли ее корой дерева мокугэ. Для этого кору сначала вымачивали в воде, потом расплющивали деревянным молоточком, пропитывали жиром черепахи и небольшими кусочками подшивали к подошве. В результате даже меч или копье не могли ее проткнуть.

Интересно, что похожие по конструкции варадзи вплоть до второй мировой войны имели широкое хождение на территории бывшего княжества Огаки Тода, только там вместо коры к подошве, подобно чешуе, пришивали металлические пластиночки. Назывались они «канэ-но варадзи» — «железные варадзи». 

Обычные соломенные варадзи сидят на ноге неплотно и то и дело ездят взад-вперед. Если в повседневной жизни на это почти не обращают внимание, то во время далекого путешествия на своих двоих человеку очень быстро раскрывается истинное значение такого «пустячка»: слишком сильно у горе-путешественника болят ноги. Для предотвращения болтанки сандалий, ниндзя пришивали к пяткам своих «носков» таби по два тоненьких металлических изогнутых зубчика, впивавшихся в подошву обуви и называвшихся варадзи-симэгу — «держатели варадзи» (рис. 5).

Чтобы не скользить в варадзи по льду (а кожаные синоби-варадзи отнюдь не способствовали устойчивости в этих условиях), ниндзя использовали специальные приспособления, называвшиеся «субэри-домэ». Субэри-домэ представляли собой металлические пластины шириной около 1 см с несколькими шипами, привязывавшиеся поперек подошвы и обеспечивавшие надежное сцепление с поверхностью. Впрочем, ничего особенно специфического в этом приспособлении нет. Аналогичными штуками пользуются все, кому нужно прочно стоять на скользкой поверхности: альпинисты и футболисты, легкоатлеты и просто рядовые граждане, не питающие пристрастия к акробатическим трюкам в гололед.

Свои лица ниндзя скрывали под тряпичной маской дзукин (рис. 6). Об ее конструкции единого мнения нет. Так, Нава Юмио утверждает, что это была просто длинная — до 180 см — узкая — около 24 см — полоса ткани. Ее можно было использовать не только как маску, но и как веревку для подтягивания товарища на стену, связывания пленника, как жгут для перевязки конечности выше раны, в качестве респиратора в дымных помещениях, как фильтр для очистки воды и т.д. В качестве маски ленту использовали следующим образом: накладывали серединой на макушку, связывали вместе концы под подбородком, заворачивали их в сторону затылка, закрывали лицевую часть и связывали концы на затылке. В результате открытыми оставались лишь глаза. Все остальные детали были надежно скрыты под тряпкой. Иногда под дзукин прятали тонкий кинжал. 

Однако и в музее нин-дзюцу школы Ига-рю в Ига Уэно, и в музее нин-дзюцу школы Кога-рю в г. Конан представлены различные варианты капюшонов. Простейший вариант капюшона представлял собой колпак из плотной ткани, затягивавшийся на шее шнуром или тесемкой. В музее ниндзя в г. Конан можно увидеть также образец колпака с пришитым прямоугольником из ткани, предназначенным специально для лучшего сокрытия лица лазутчика (рис. 7).

Во время тайного проникновения во вражеский замок ниндзя поверх своего костюма синоби-сёдзоку надевал одну или две накидки уваппари, похожих на парадную Рис. 6. Башлыки носили отнюдь не только ниндзя. Их использовали вместо шапок в холода или, когда человек хотел сохранить свою анонимность (гравюра, изображающая актера Накамура Гандзиро в роли Камия Дзихэя в пьесе «Двойное убийство в Амидзима» накидку самураев хаори, или куртку хаори с кармашками в нижних частях рукавов. Именно эти предметы одежды можно быстро надевать и снимать, что было очень важно для шпиона. В случае обнаружения лазутчик мог моментально выскользнуть из кольца стражников, сбросив верхнюю куртку или моментально соорудив «двойника» для приманки и отвлечения преследователей (уловка амэторино дзюцу). 

Некоторые образцы верхней одежды ниндзя имели очень длинные рукавные карманы-тамото — до 3 метров! В этом случае к внешней стороне левого отворота пришивался шнурок, которым подвязывали карман-тамото, когда им не пользовались.

Снаружи и с изнанки верхняя одежда имела разные цвета. С наружной стороны все элементы маскировочного костюма и снаряжения ниндзя: куртка и брюки, лицевая маска дзукин, полотенце сандзяку-тэнугуи, кошка кагинава и т.д. окрашивались в желтовато-коричневый цвет разных оттенков. 

Японские авторы называют с десяток разных цветов, но для всех них в русском языке нет эквивалента. Впрочем, речь идет о цветах, представляющих собой различные оттенки крас-новато-коричневого, пепельного или темно-серого цвета.

Костюмы именно таких цветов позволяли «воинам ночи» совершенно растворяться в ночной мгле. Черный же цвет, который сплошь и рядом используют «ниндзя» в популярных боевиках, средневековых «невидимок» привлекал мало, так как абсолютно черный костюм резко выделяется в ночной мгле. 

С изнанки костюмы красили в желтый, голубой или белый цвет.

Очевидно, что цвет наружной стороны и изнанки определялся конкретной ситуацией. Например, летней ночью следовало орудовать в костюме цвета хурмы, а зимой на снегу, на фоне стены или ограды, выкрашенной в белый цвет, на белом песке или гальке — в синоби-сёдзоку белого цвета. 

Все одеяние ниндзя было мешковатым. Сглаживая контуры тела, оно помогало шпиону «раствориться» в сумраке замковых переходов и проскользнуть под самым носом охранника.

Несколько слов нужно сказать о нижнем белье ниндзя, которое, строго говоря, к синоби-сёдзоку отнести нельзя.

Как и все японцы, ниндзя носили набедренную повязку симооби (фундоси), заменявшую трусы. Как правило, использовался такой вариант симооби как эттю — набедренная повязка со специальными тесемками (рис. 8). Как и у всех японских военных, она была белого цвета и изготавливалась из хлопчатобумажной ткани. Симооби имела длину около 170 см и ширину около 30 см. К обоим концам повязки пришивались тесемки. Один конец повязки загибали и подшивали таким образом, чтобы в образовавшуюся петельку можно было пропустить тонкую тесемку длиной около 1 м, которую обвязывали вокруг шеи. К другому концу накрепко пришивалась более широкая тесемка длиной около 140 см, затягивавшаяся на поясе. Шейная тесемка имела ширину около 1 см, а поясная — около 1,5 см. 

Надевали такую набедренную повязку следующим образом. Сначала шейную тесемку завязывали вокруг шеи так, чтобы узел оказался сзади, а сама полоса ткани спустилась вниз. Повязку пропускали между ног, загибали вверх, чтобы прикрыть ягодицы, и завязывали пришитую поперек ткани тесемку на животе.

Иногда ниндзя использовали симооби без шейной тесемки. Тогда ее делали на 60 см длиннее и разрезали этот кусок на две тесемки, которые обвивали шею и завязывались на задней стороне. Столь простой вариант набедренной повязки (существовали и другие виды симооби), позволял легко справлять нужду, не снимая одежды. Кроме того, такую повязку можно одеть быстрее, чем обычную. 

Полностью в костюм синоби-сёдзоку облачались следующим образом. Сначала ниндзя надевал набедренную повязку симооби, затем обматывал живот куском отбеленной хлопчатобумажной ткани длиной около 10 метров. Надевал нательную куртку кимоно из тонкой ткани, а поверх нее разрезную куртку уваги. Натягивал брюки ига-бакама.

Обувал «носки» таби и сандалии варадзи. Обматывал ноги обмотками кяхан и натягивал на руки тэкко. Подворачивал рукавные карманы (тамото) куртки и стягивал их шнуром. 

Затягивал пояс додзимэ. Повязывал лицевую маску дзукин. Засовывал за пояс меч и кунай. С правого бока подвешивал мешочек со всякой мелочью, кошку кагинава, бамбуковую трубку с «каштанами»-;шсн внутри. Раскладывал необходимые мелочи по десятку карманов, разбросанных по всей одежде. Теперь ниндзя был готов к ночной операции (рис. 9).

Хотя сегодня многие считают синоби-сёдзоку характерным костюмом средневековых шпионов, на самом деле не все так просто. Дело в том, что в старинных наставлениях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний синоби-сёдзоку. 

Интересно проследить эволюцию изображений ниндзя.

По мнению английского историка Стивена Тёрнбулла, самые старые изображения ниндзя содержатся в книге «Ходзё годайки» («Сказание о пяти поколениях дома Ходзё»), опубликованной в 1659 году. В ней есть несколько рисунков, показывающих раппа Фума во главе со знаменитым Фумой Котаро и их врагов, лазутчиков-куса Такэды Кацуёри (рис. 10). Однако и те, и другие облачены отнюдь не в специальные маскировочные костюмы, а в стандартные одеяния рядовых пехотинцев асигару. И только через сто с лишним лет в осакском издании 1802 года повести «Эхон тайкоки» («Иллюстрированная повесть о тай- ко [Хидэёси]») мы обнаруживаем первое изображение ниндзя в синоби-сёдзоку (его можно найти в книге «Путь невидимых» на с. 367). Из этого можно сделать несколько выводов. Во-первых, костюмы синоби-сёдзоку использовали далеко не все ниндзя, а может быть только «невидимки» из Ига и Кога. Во-вторых, существует вероятность того, что такие костюмы вообще появились лишь в середине эпохи Токугава. 

Категория: Маскировочный костюм и доспехи ниндзя | Добавил: Alexander (21.07.2010)
Просмотров: 12837 | Рейтинг: 3.8/24
Всего комментариев: 0
avatar