Практически во всех западных и русскоязычных работах можно найти хвалебные упоминания о такой разновидности «шпионского оружия» как кёкэцу-сёгэ. Например, А.Е. Тарас, опиравшийся на западные материалы, в своей популярной книге пишет: «Его возможности были столь обширны, что кёкэцу-сёгэ являлся излюбленным средством представителей большинства кланов ниндзя».
Однако у автора насчет этого имеются большие сомнения. Дело в том, что даже в самых полных энциклопедиях по японскому оружию, подготовленных президентом Японского общества по исследованию историй японских доспехов и военного снаряжения Сасама Ёсихико, и в работах по нин-дзюцу и снаряжению «воинов ночи» другого крупнейшего знатока японского оружия Навы Юмио информация на сей счет отсутствует. Нет ее и в других книгах по ниндзя, которые использовал автор. Образцы кёкэцу-сёгэ не представлены и в двух основных музеях истории нин-дзюцу: Ниндзя-ясики в г. Ига Уэно и доме Мотидзуки в г. Конан. По-видимому, единственным японским источником, называющим кёкэцу-сёгэ традиционным оружием ниндзя, является Хацуми Масааки. Согласно его объяснению, это секретное оружие школы нин-дзюцу Тогакурэ-рю. Однако в истории Тогакурэ-рю очень многое неясно. Несмотря на то, что организация Будзинкан, во главе которой стоит Хацуми Масааки, в настоящее время распространилась по всему миру, историки до сих пор не получили возможности ознакомиться ни с одним документом, подтверждающим существование этой школы в период средневековья.
Поэтому, скорее всего кёкэцу-сёгэ — «новодел». Согласно Хацуми Масааки, оружие кёкэцу-сёгэ представляло собой длинную (до 4—5 метров) цепь или веревку с тяжелым кольцом или шаром на одном конце и двузубым ножом оригинальной формы на другом. Этот нож имел один прямой обоюдоострый клинок длиной от 20 до 40 см, от основания которого в сторону отходит второе лезвие, загнутое как крюк или серп (рис. 72).
Использовать кёкэцу-сёгэ можно двояко: как подсобный инструмент и в качестве оружия. Как инструмент кёкэцу-сёгэ современные «ниндзя» применяют вместо абордажного крюка, якоря, «кошки», для взлома дверей и замков, в качестве альпинистского костыля — в этом случае клинок втыкают в щели между камнями скалы и т.д. Кольцо же может служить карабином для скольжения по веревке при спуске (на манер «тарзанки») или при транспортировке грузов по веревке.
В бою кёкэцу-сёгэ позволяет выполнять самые разнообразные действия: колоть рубить, разрезать, подсекать... Клинок можно раскрутить на цепи и заставить противника держаться на почтительном расстоянии. Его можно также выбрасывать в цель на манер китайского «летающего копья»
многоразового использования — после броска боец рывком за веревку возвращает лезвие к себе и готов к новому броску. Нужно сказать, что такие броски очень коварны. Так, если противник успевает уклониться в сторону, его поражают на возвратном движении крюкообразным лезвием.
Веревкой или цепью с тяжелым металлическим кольцом можно работать как кистенем: оплетать руки и оружие врага для нанесения укола ножом в горло или грудь, глушить его, воспользовавшись мгновенной беспомощностью, вызванной зажимом оружия в «вилку» между лезвиями. При своей незаурядной многофункциональности и боевой эффективности — а кёкэцу-сёгэ соединяет в себе возможности сразу нескольких видов оружия: копья, серпа, цепи, ножа— это оружие очень сложное. На овладение всеми его многообразными возможностями надо потратить многие годы упорнейших тренировок...
|