Главная » Тень Ниндзя » Религиозные и Философские истоки

Йога
Санскритское слово "йога" толкуется и употребляется в различных значениях: оковы, гнет, метод освобождения от оков и гнета, единение, соединение, сочетание, стягивание, метод достижения единения, соединения. Учение йоги возникло в Индии приблизительно во II веке до нашей эры;

основателем его считается один из мыслителей древнего мира - Патарджали. Он первым выдвинул и обосновал идею о том, что человек по сути является "вселенной в малом виде", т.е. идею повторения макрокосма в микрокосме.

В Индии значение слова "йога" с течением веков претерпело сильное изменение: от обозначения физических недомоганий, болезней, духовных потрясений и других "врагов здоровья и счастья" до названий учений, которые должны были одержать победу над этими "врагами". 

В различных йоговских школах словом "йога" стали обозначать явления или действия разнообразного содержания.

Одни рассматривали йогу как метод избавления от страданий;

другие - как соединение индивидуальной души человека с абсолютом, что, по их понятиям, и будет обозначать конец страданий; третьи под йогой понимали разъединение идеального и материального, причем, как сам процесс, так и непосредственно финал его, что одновременно означало и освобождение (в частности, освобождение души от ярма материального мира, в том числе и от своего тела).

Из всех многочисленных йог наиболее широкое распространение получили четыре: карма-йога, раджа-йога, джнана-йога и бхакти-йога. 

Карма-йога - метод "освобождения путем труда, дела, действия". Поскольку теперешняя жизнь человека определяет его следующую жизнь, то карма обязывает его быть активным, трудиться на благо общества и на свое собственное благо.

Карма, по мнению йогов, охватывает все явления материального и духовного мира, т.е. все, что мы видим, чувствуем, делаем, всякое событие, происходящее во вселенной; будучи, с одной стороны, результатом прошлых дел, она становится, с другой, причиной будущего положения вещей. 

Общая идея, пронизывающая все учение кармы, сводится к следующему: вся природа, в том числе и мы сами, - только часть единого Абсолюта. Мы несовершенны, но мы - производное совершенного, а потому стремимся к совершенству.

Путь к нему лежит через борьбу, которая и составляет смысл земного бытия. 

Бхакти-йога - метод освобождения путем любви и преданности богу Ишваре. Ишвара - это проявление Абсолюта на конкретном уровне. Бхакти-йога делится на две ступени: подготовительную и высшую. Подготовительная форма бхакти распространена среди тех людей, которые не поднимаются выше чувственных наслаждений. Эти люди, прежде, чем научиться чувствовать потребности высшего порядка, должны долго ждать и пройти через множество перевоплощений.

Высшая же форма бхакти для тех, для кого любовь к богу составляет высшее и единственное благо человеческого существования. Для перехода от одной ступени к другой необходимо строго соблюдать правила "нравственной гигиены": быть правдивым, искренним; делать добро другим, не ожидая для себя никакой пользы; не причинять никому вреда ни мыслью, ни словом, ни делом; не желать чужого добра, не иметь тщетных мыслей и прощать обиды.

Джнана-йога - метод освобождения путем познания, ибо как только незнание повержено, человеческая душа становится свободной. Поскольку основой системы Патанджали было положение о повторении макрокосма (природы) в микрокосме (человеке), отсюда следует вывод: познай себя и ты познаешь первооснову всего сущего. 

Раджа-йога - метод освобождения путем ряда этических, физических и психических упражнений. Человек состоит из тела и души. Все, что составляет тело, принадлежит к сфере неистинного бытия, душа же - бытие истинное. Для освобождения души от тела человек должен пройти следующие восемь ступеней :

1. Дисциплина нравственности: 

а) иама - воздержание;

б) нияма - культура. 

2. Дисциплина тела:

а) асана - положение, поза;

б) пранаяма - контроль за дыханием;

в) пратьяхара - удаление чувств. 

3. Дисциплина ума:

а) дхарана - внимание;

б) дхьяна - созерцание объекта;

в) самадхи - сосредоточение или поглощение ума объектом созерцания. 

На первых двух ступениях человек должен пройти этическую подготовку. Иама - воздержание от зла по отношению ко всем живущим творениям, ненанесение какого бы то ни было вреда любому виду жизни; воздержание от лжи, правдивость в мыслях и в речах; честность, нестяжательство, непринятие даров. Нияма - воспитание в себе положительных навыков, как то: быть опрятным, культивировать чувства дружбы, симпатии, бодрости, переносить жару и холод, довольствоваться тем, что приходит само собой, без излишних усилий, регулярно читать религиозные книги, размышлять о Боге.

На следующих трех ступенях человек вырабатывает у себя "дисциплину тела", выполняет серию физических упражнений, направленных на тренировку и закалку своего организма в определенных ритуальных позах, так как три высшие ступени требуют большой физической выносливости. Воспитанию дисциплины тела посвящена хатха-йога. 

Три высшие ступени касаются психических упражнений.

Цель их - достижение состояния экстаза, при котором нарушается связь с внешним миром. 

Вся система лечения и физического воспитания хатха-йоги покоится на трех основаниях:

1. Учение о пране. Прана - это первосила, в которой обобщены все силы природы. Это значит, что человек, овладевший праной, способен управлять любой частью своего тела. А раз так, то все болезни и страдания тела будут подчинены его владельцу, а кроме того, он сможет управлять и телом другого человека.

2. Учение о клетке. Хатха-йога учит, что физическое тело человека состоит из многочисленных клеток, каждая из которых обладает отдельным, независимым от организма в целом, существованием. Эти маленькие жизни являются частью большого разума, стоящего на определенной ступени развития, что и позволяет клеткам выполнять свои функции. Согласно учению хатха-йоги, каждая клетка тела состоит из трех начал: 

I) материи, которую она получает из пищи;

2) праны, или жизненной силы, которая сообщает клеткам способность работать; 

3) разума, или "умственной стихии", составляющей часть Мирового разума. Особенно большое значение это учение придает разумности каждой клетки в организме.

3. Учение о дыхании - пранаяма - является краеугольным камнем хатха-йоги. С помощью правильного дыхания можно дать здоровье не только отдельному человеку, но и всему человечеству. 

Категория: Религиозные и Философские истоки | Добавил: Alexander (19.07.2010)
Просмотров: 3717 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar