Пару лет назад на одном из популярных сайтов (не буду его даже называть, ибо рекламы у него хоть отбавляй!) у меня завязался интересный диалог с одной девушкой, которая якобы занимается нин-дзюцу. Я поинтересовался, каким это образом она может быть поглощена сим прелюбопытнейшим делом, если нин-дзюцу - это, по определению, искусство СРЕДНЕВЕКОВЫХ японских шпионажа и диверсий. На это последовал ответ, что она и её соратники по данному занятию пропитались Духом искусства, а это для них намного важнее, чем исторические определения науки. Я спросил, как она относится к трудам Алексея Горбылева и других современных авторов, предпринявших достаточно успешный СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ анализ феноменов нин-дзюцу и того, с чем их "едят". Вполне закономерно ответ девушки свёлся к тому, что А. Горбылев и его единомышленники дают всего лишь поверхностную научно-рационализаторскую картинку, связанную с вИдением данной тематики, а истинный смысл нин-дзюцу доступен только ей и разделяющим её взгляды сектантам (от слова "секция", если таковая их объединяет...).
Что касается меня, то у затронутого А. Горбылева мне нравятся следующие строки:
"Все-таки нельзя отрывать нин-дзюцу от того конкретного контекста японского средневековья, в котором оно сложилось. Это означает, что классическое нин-дзюцу «золотого века» сегодня – не более чем музейный экспонат. Хотя экспонат весьма интересный, поучительный и «научительный», в том смысле, что его исследование может дать немало ценного материала. Например, до сего дня не изучены и не разгаданы многие психотехники «ночных невидимок», методы их физической подготовки, способы «оттачивания» чувств – зрения, слуха – и т. д. В завершение разговора хочется поделиться лишь одной мыслью: если вы когда-либо слышали от кого-то, что он – «ниндзя», можете считать его самозванцем, ибо это противоречит и духу, и традициям «ночных воинов» и реальной истории" (Горбылев, А. М. Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу [Текст] / А. М. Горбылев. – Минск : Харвест, 1999. – 496 с. - С. 484).
Таким образом, правомерно говорить о современных людях, которые пытаются восстановить некоторые прикладные элементы экипировки, боевых навыков и т.д., которые некогда были свойственны для средневековых ниндзя и их чуть более поздних преемников, но ни в коем случае не о самих ниндзя современности. Можно посмотреть на эту проблематику оригинала и копирования и с другой стороны. Если исходить из того, что буддийское учение о реинкарнациях (перевоплощениях) истинно, то, конечно, можно БЫЛО БЫ предположить, что моя бывшая собеседница в своих предыдущих жизнях была ниндзя или японочкой куноити (диверсантка-женщина), и тогда в каком-то смысле она права в своих притязаниях считаться разбираемыми нами персонажами. ОДНАКО, в таком случае бросается в глаза другой её ляп: настоящее нин-дзюцу на протяжении столетий оставалось тайным, эзотерическим учением и передавалось, ретранслировалось от поколения к поколению, как правило, в узких рамках того или иного японского клана, семьи. Ни о какой популяризации и открытости речи не могло быть по определению.
Заинтересованные клиенты из числа сёгунов (верховные военачальники) и даймё (знатные феодалы) нанимали ниндзя для реализации своих целей, что называется, через десятые руки и часто сами могли не знать, кто является их исполнителем (исполнителями). В связи с этим иногда возникали интересные парадоксы исторических взаимоотношений, когда один и тот же ниндзя, не связанный по ногам и рукам чувствами верности и чести, в отличие от рядовых самураев (эту разницу обожали подчёркивать кинематографисты ХХ столетия), мог исполнять заказы сразу нескольких важных клиентов, подчас враждующих между собою, из-за чего оказывалось пролитым буквально море крови с разных сторон. Так вот, о какой приверженности к Духу нин-дзюцу (что может переводиться, как "СКРЫТОЕ искусство" или "ТАЙНОЕ учение") имеет право говорить человек, который создаёт многочисленные блоги, посты и фотогалереи, популяризирующие его образ и образы его собратьев по досугу, на сайте с многотысячной посещаемостью?!? Своей былой собеседнице хочется пожелать только одного: читайте серьёзные НАУЧНЫЕ исследования по ИСТОРИИ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ таких авторов, как Жак Ле Гофф, Люсьен Февр, Марк Блок, Фернан Бродель, Арон Яковлевич Гуревич и т.д. Там вы найдёте полноценные ответы на вопросы: что такое Дух того или иного времени или Менталитет, особенности индивидуального и коллективного сознания эпохи?
Вы сейчас живёте - Слава Богу! - не в средневековье, поэтому и не можете обладать Духом ТОГО времени, да, к тому же, ещё и ДРУГОЙ СТРАНЫ, чья ментальность принципиально и намного отличается от исконно русской (всё-таки, вы в России, поэтому именно об этой культуре я и веду речь, игнорируя ваши возможные иные этнические корни). Может быть, читать академические труды и не столь весело и интересно, как слушать устные рассказы новоявленных "патриархов" ушедшего в прошлое искусства, но, во всяком случае, вы будете иметь право говорить хотя бы о малейшей приверженности к объективной истине. В моём любимом Великом Новгороде давно существуют исторические клубы реконструкции рыцарской (богатырской) культуры, и я ни разу не слышал, чтобы они, всерьёз занимаясь этим делом и в научном, и в прикладном смыслах, претендовали на исчерпывающее слияние с Духом или Ментальностью изучаемого ими времени. Частичное наложение вИдения прошлого на само прошлое, успешно прошедшие ролевые игры возможны, но никто и никогда не поднимает вопрос о 100%-ом попадании "в яблочко", ибо мы живём ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, а всё остальное - лишь наши идеи и вИдения "по поводу...".
Скромнее надо быть и трудолюбивее. Если претендуешь на раскрытие истины для других людей, то от чисто подростковой незрелой увлечённости и эгоистичной амбициозности нужно перерасти во что-то более взрослое и ответственное.
Максим Гуреев 09.09.2009
|